Когда советский писатель Анатолий Кузнецов бежал из СССР, он рассказал о суровой партийной критике его последней повести «Огонь». Я нашел эту повесть, напечатанную в журнале «Юность» и прочитал ее. Мое внимание остановилось на описании спора двух бывших школьных товарищей. Спор о том, есть ли в жизни какой-либо смысл? Для чего живет человек? В чем цель жизни?
Друзья изрядно выпили, а у пьяного, как известно, что на сердце, то и на языке.
Виктор Белоцерковский заявил, что он не видит в жизни никакой цели.
— Ну, тогда зачем ты живешь? — зло сказал Павел. — Что тебя тут на земле держит?
Белоцерковский перестал паясничать, вдруг сразу погрустнел.
— А я сам не знаю. Неизвестно, зачем, — просто сказал он. — Ничто не держит.
Вот оно, значит, что, — подумал Павел.. — Ну и ну!
— Паршиво это, — мрачно сказал он. — А что ты мне предложишь? Только популярно.
— Изволь! Популярно, как для школьников. Остап Бендер сказал: Бога нет. Нет Бога?
— Нет.
— Научный факт. Нет того света, нет рая, нет ада, ничего нет.
— Ну и отлично.
— Отлично-то отлично, но что остается в нашем распоряжении? В моем распоряжении смехотворный, юмористически короткий отрезок жизни на земле. Родился — покопошился — и смерть.
— Ну и живи в этом отрезке времени, — заметил Павел.
— Я живу, живу. Дышу, сплю, добываю блага, боюсь наказаний, развесив уши, слушаю ханжей и фарисеев, уверяющих кто в шутку, кто всерьез, что во всем этом есть какой-то смысл. Говорят: борись за добро, за какое-то гипотетическое светлое будущее.
И дальше он дает заключение своих мыслей:
— Я считаю, что живу в мире бессмысленном, жестоком, лживом и ханжеском.
Читая о споре этих двух молодых людей, мне стало их очень жаль. Они не видят и не знают ни цели, ни смысла жизни. И они не одни. Таких миллионы. Для них жизнь — это случайные встречи, приключения, несчастья, несправедливости, горести и удачи. В душах у них пустота, бездонная пустота, которую они хотят чем-то заполнить. Вот почему люди увлекаются алкоголем, картежной игрой, телевизором, кинотеатром, наркотиками. Однако, ничто из перечисленного не может заполнить душевную пустоту.
Другие отдаются ненормальной половой жизни, но и это не удовлетворит душевный голод.
Некоторые ищут удовлетворение души в религиозной обрядности, но, как ни странно, это может показаться некоторым, даже христианская обрядность не заполнит пустоту, не успокоит тупую, ноющую боль бесцельной жизни.
Я вспоминаю мою раннюю молодость, когда я, ища цель жизни, стремясь к чему-то высокому, идеальному, чистому, увидел, что в моей душе пустота. Читал красивые, торжественно звучащие слова поэта-декабриста, которые я записал на первой странице моего дневника:
Ты хочешь знать, кто я,
Что я, куда иду?
Я тот же, что и был,
И буду весь мой век —
Не скот, не дерево,
Не раб, но человек…
Причем, слово «человек» я записал крупными буквами. Я сознавал, что моя-то жизнь не была жизнью с большой буквы, она, скорее, походила на жизнь рабочей скотины. Там, в немецких рабочих лагерях, три слова давали полное описание моей жизни: работать, есть, отдыхать. Тогда я позавидовал тем, кто имеет веру и упование на Бога.
Они имеют что-то неизмеримо большее, чем я.
В условиях свободной жизни прибавьте к трем глаголам — работать, есть и отдыхать — четвертый: развлекаться. Вы получите исчерпывающую картину жизни подавляющего большинства людей, включая большой процент, так называемых, христиан. Нет высшей цели, нет духовных ценностей, нет Бога, нет рая, нет ада и… нет желания больше жить.
В одном из номеров прошлогоднего журнала «Крокодил» была помещена карикатура. Упитанный молодой человек лежит на диване. На нем белая рубашка, галстук, костюм. В комнате виден холодильник, большой радиоприемник; на столе лежит коробка конфет, колбаса, фрукты.
Картина полного материального благополучия. Под картинкой написано приблизительно следующее: «Ему скучно. Чего ему еще не достает?»
Смотря на эти слова, я подумал о том, какая поразительная правда запечатлена в этой карикатуре! Даже при полном материальном изобилии человеку невыносимо скучно и печально жить без общения с Богом. Сердечная пустота, невыносимая хандра, ненасытная жажда удовольствий, сильных потрясений, всевозможных возбуждений — это признаки духовного голода…
Вдали от Бога ты, как в море,
Заброшенный волною челн,
Когда настигнут волны горя
Бессилен и смятенья полн…
Так писал евангельский поэт. Возможно ли чем заполнить, удовлетворить эту пустоту? Да, возможно. Вполне удовлетворяющим средством, удаляющим бесцельность и неудовлетворенность души является Бог.
В Послании к колоссянам записаны слова, на которые не все читающие обращают должное внимание. В свое время и я не замечал их, хотя к тому времени прочел Евангелие уже несколько раз. Эти слова указывают на причину духовного голода и на невозможность удовлетворить его ничем, кроме, как… я приведу это место: «Ибо Им создано все (разговор идет о Сыне Божием), что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16). Обратите внимание на слова: «Все Им и для Него создано». Для Него, Сына Божия, создано все, в том числе вы и я. Потому только Он может удовлетворить сердечную пустоту, только в Нем успокоится душа.
В каждом человеке есть определенное место, в духовном измерении, предназначенное Богом для Себя, в лице Сына Божия. Предоставьте Христу принадлежащее Ему место, пригласите Его в вашу жизнь, и тогда все в ней станет на свои места.
Павел, герой повести «Огонь», не мог указать Виктору на цель жизни, потому что не знал ее, хотя и пытался что-то сказать. Цель и смысл жизни указан человеку в Евангелии.
Читайте, исследуйте его! Ищите Христа, как личного вашего Спасителя. Он даст вам полное удовлетворение в жизни и прощение ваших грехов.
Помните одно: ничто временное не может удовлетворить вашу душу, потому что душа имеет вечную ценность.

Оставьте комментарий