,

О терпении

Терпение лучше мудрости. Все люди прославляют терпение, но лишь немногие могут проявлять его; это лекарство, помогающее от всех болезней, и поэтому всякая старуха рекомендует его; но не во всяком саду растут растения, из которых оно изготавливается.

Время чтения:

4-6 минут

Терпение лучше мудрости. Все люди прославляют терпение, но лишь немногие могут проявлять его; это лекарство, помогающее от всех болезней, и поэтому всякая старуха рекомендует его; но не во всяком саду растут растения, из которых оно изготавливается.

Если наше тело и кости ощущают боль и страдание, то столь же естественным для нас — стонать и жаловаться, как для лошади мотать головой, когда ее кусают слепни, или для колеса скрипеть, когда спица скоро вывалится. Но природа не должна управлять христианином, иначе, что стоила бы его вера? Если солдат сражается не лучше, чем деревенский парень, то с него следует снять мундир. Мы ожидаем лучших плодов от яблони, чем от шиповника, и мы имеем право на это.

Последователи страстотерпца Спасителя должны быть терпеливы сами. Стиснуть зубы и терпеть — это старый совет; но терпеть и благодарить — много лучше. В конце концов мы получаем очень мало ударов, и если даже мы испытываем известную боль, то она быстро проходит. Минувшая боль приносит удовлетворение и дает опыт. Мы не опасались бы пойти пешком в неведомые страны, если бы мы знали, что покинем их с золотыми и серебряными драгоценностями.

Нетерпеливые люди поливают свои несчастья и разрушают свой покой; огорчения — это гости, которые приходят без приглашения, а любители жаловаться держат их у себя целыми возами. Многие люди рождаются плачущими, живут, сетуют и умирают недовольными; они жуют горькую пилюлю, о которой они не знали бы даже, какого она вкуса, если бы имели достаточно рассудка, чтобы проглотить ее сразу в стакане терпения и воды. Они считают ношу всякого другого человека легкою, а собственные перья — тяжелее олова; по их собственному мнению, им всегда приходится плохо; никому так часто не наступают на ногу, как им; снега выпадает больше у их дверей, и град бьет сильнее всего в их окна; когда же выясняется истина, то становится очевидным, что тут дело больше в их фантазии, чем в печальных обстоятельствах.

Многие могли бы быть счастливыми, если бы только захотели это понять. Маленькая щепотка зелья, именуемого «терпение», положенного в самый жидкий суп, делает его вкуснее черепахового супа за барским столом. Я выращивал это растение в своем саду, но последняя морозная зима сильно ему повредила, и сейчас я не могу уступить ни одного саженца моим соседям; поэтому они поступят лучше, согласуясь с евангельским текстом (Мф. 25:9), где все сами для себя покупают и продают. Благодать Божия представляет собою хорошую почву для его произрастания, но оно нуждается еще в поливке из ключа сострадания.

Быть бедным не всегда приятно, но на море случаются худшие вещи. Узкие ботинки не жмут, если вы имеете маленькую ногу; если у вас маленькие средства, то хорошо иметь и скромные желания. Стыдно не то, что ты беден, а то, что ты не доволен этим. В некоторых отношениях положение бедных лучше, чем положение богачей; например, если бедняк ищет еду для своего аппетита, то он скорее найдет ее, чем богач, — аппетит для своих кушаний.

Стол бедняка покрывается быстро, а его труд экономит ему покупку дорогих приправ. Лучшими врачами являются покой, воздержание и веселье, и многим честным пахарям прислуживают за столом эти господа. Изобилие приводит к сластолюбию, но голод, не придирается к повару. Тяжелый труд приносит здоровье, а один лот здоровья стоит мешка с бриллиантами. Счастье не в том, что у нас имеется, а в том, чем мы пользуемся. Сладости больше в ложке сахара, чем в бочке уксуса. Не количество нашего имущества, но благоволение Божье делает нас истинно богатыми. Обед из овощей в мире лучше, чем жареная говядина,  поданая с ненавистью. Лучше иметь мало со страхом Божьим, нежели большое состояние с заботами. Немного дров достаточно, чтобы согреть мою маленькую печурку, так зачем же роптать на то, что не все леса принадлежат нам?

Когда являются заботы, то зачем настойчиво взывать к Богу и требовать Его вмешательства? Это называлось бы снова наступать на острый шип и поранить себе ногу. Деревья гнутся от ветра, и мы должны поступать также. Всякий раз, как овца блеет, она упускает клок корма, и всякий раз, когда мы жалуемся, мы лишаемся какого-либо благословения Божьего. Ворчать — бесполезное занятие и не приносит пользы, но терпение имеет золотую руку. Наши беды скоро пройдут. После дождя небо проясняется; черные вороны улетают; всякая зима переходит в весну; всякая ночь в утро.

Как бы ветер ни ревел,
Вскоре ослабеет.

Если одна дверь заперта, Бог откроет другую; если фасоль дает плохой урожай, то бобы будут удачнее; если одна наседка покинет свои яйца, то другая высидит их все; во всякой вещи есть хорошая сторона и добрый Бог находится повсюду. В самом худшем положении можно всегда найти точку опоры, а если уж ступить некуда, то по нужде научиться плавать.

Друзья, давайте удовлетворяться терпением и жидкой похлебкой, как говорили в древности, вместо того, чтобы жаловаться и заражать других той же болезнью, преступно выискивая ошибки у Бога. Лучшим лекарством против страданий есть подчинение воле Божьей. Что нельзя вылечить, то нужно перетерпеть.

Если мы не имеем ветчины, то следует благодарить Бога и за капусту. Нужда является твердым орехом, но его ядро сладко. «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». Что бы ни падало из облаков, — раньше или позже будет польза для почвы; что бы ни посылал нам Бог, все имеет для нас ценность, хотя бы это была и розга. По своей природе мы не можем восторгаться огорчениями, подобно тому, как мышь не может любить кошку; но, по милости Божьей, aпостол Павел из уз вышел со славой.

Потери и крест трудно сносить, но если наши сердца праведны, то просто удивительно, каким легким кажется ярмо. Мы должны идти к славе по крестному пути, орошенному слезами; и так как нам нигде не обещано, что поднимемся к небу на мягкой перине, то мы не должны удивляться, когда видим перед собою трудный путь, по которому прошли наши отцы. Все хорошо, что хорошо кончается; и поэтому давайте пахать самую твердую почву, имея ввиду обильные скирды, и учитесь распевать за работой в то время, как другие ворчат.

Оставьте комментарий