,

Прощальная беседа

Прощальная беседа Иоанна Златоуста в Константинополе, перед отправкою в ссылку.

Время чтения:

4-5 минут

В жизни Церкви Христовой IV век нужно отметить как поворотный пункт во внешнем положении христиан. Были прекращены гонения и преследования христиан, и государственные власти в лице императора Константина и его сыновей начали покровительствовать христианству. Следствием этого было сильное увеличение числа христиан, богослужения начали совершать в построенных храмах, но духовное состояние христиан было далеко от истинного исповедания Господа по Слову Его. Простое внешнее поклонение Богу, без внутреннего духовного переживания, считалось многими христианами вполне достаточным, и истинные христиане, ищущие живого общения с Богом, стали подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны своих же единоверцев.

Иоанн Златоуст был в 398 году назначен патриархом Константинополя. Его сильные обличительные проповеди греховной жизни части высшего столичного общества и некоторой части духовенства создали ему много врагов, которые старались всеми способами избавиться от него. Начались преследования со стороны врагов, и, в конце концов, он был осуждён на ссылку в очень тяжёлых условиях, где и умер в 407 году.


Сильные волны, жестокие бури! Но я не боюсь потопления, ибо стою на камне. Пусть свирепствует море: оно не может сокрушить меня. Пусть поднимаются волны: они не могут поглотить корабля Иисусова.

Скажите, чего бояться мне?

Ужели смерти? — «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил. 1:21).

Ужели ссылки? — «Господня земля и что наполняет её» (Пс. 23:1).

Ужели описи имения? — «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1 Тим. 6:7).

Я презираю устрашения мира сего и посмеиваюсь над его благами. Я не боюсь нищеты, не желаю богатства; не боюсь смерти и не желаю жизни, разве только для вашего успеха. Я для того говорю о настоящих моих обстоятельствах и для того вопрошаю вас, возлюбленные, чтобы вас успокоить.

Никто не может разделить нас! Что Бог совокупил, того человек разделить не может. Если о муже и жене сказано: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19:6), если брака нельзя расторгнуть, то тем более нельзя разрушить Церковь Божию.

Ничего нет сильнее Церкви! Сколь многие тираны покушались разрушить Церковь! Сколько употребляли они сковород, сколько печей, сколько зубов звериных, сколько острых мечей! Но ничуть не успели. Где враги оные? Никто не говорит о них: все они забыты.

Где Церковь? Она сияет светлее солнца. Если христиане остались непобедимыми и тогда, когда их было немного, то можно ли победить их ныне?

Не тревожьтесь настоящим событием! Окажите мне в одном любовь вашу — в непоколебимой вере. Я имею залог Господа и не полагаюсь на мои силы. Я имею Его Писание. Оно мне опора, оно мне крепость, оно мне спокойная пристань. Пусть вся земля придёт в смятение. У меня есть письмецо; его читаю я. Слова, в нём для меня стена и ограда. Какие слова? — «Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28:20). Христос со мною, кого мне бояться? Пусть поднимаются на меня волны, пусть море, пусть неистовство сильных, сие для меня слабее паутины. И если бы не вы останавливали меня своей любовью, то я ныне же удалился бы отсюда.

Я всегда молюсь, да будет воля Твоя, Господи, не как хочет тот или другой, но как Ты хочешь. Вот моя крепость, вот мой камень неподвижный, вот моя трость непоколебимая! Если Богу угодно, то да будет! Если Богу угодно оставить меня здесь, благодарю Его. Я буду благодарить Его, где Он ни захочет меня поставить. Ни от чего не приходите в смущение. Старайтесь быть в молитве. Это сделал дьявол, чтобы погасить в вас расположение к молитве. Но он не успел ничуть. Я вижу вас более ревностными и усердными. Завтра я выйду с вами для молитвы. Где я, там и вы, а где вы, там и я. Мы — одно тело. А тело от головы, как и голова от тела, не отделяются. Мы разделяемся местом, но любовью соединены; даже смерть не может разлучить нас. Хотя умрёт моё тело, но душа будет жива и станет вспоминать о сем народе.

Вы мне отцы — как мог бы я забыть вас? Вы мне родные мои, вы моя жизнь, вы моя слава. Если вы преуспеваете, эта слава мне, и жизнь моя, как богатство, лежит в сокровищнице вашей. Я готов тысячекратно положить за вас душу свою и не стою никакой благодарности, потому что исполняю долг. — «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоан. 10:11). Пусть тысячекратно меня удавят, тысячекратно отсекут мне голову. Смерть сия поведёт меня к бессмертию.

Всё претерпеваю я за любовь мою к вам: ибо я всё предпринимаю, чтобы вам доставить безопасность; чтобы никто чужой не вошёл в стадо моё, и оно сохранилось непорочным.

Сей подвиг мой доставляет мне венец. И чего я не терплю для вас? Вы мне ограждение, вы мне отцы, вы мне братья, вы дети мои, вы члены мои, вы тело моё, вы свет мой, и лучше света. Вы всегда доставляли мне то, чего желал я. Вы презирали временное, отказывались от земного, возвышались к небу, отрешались от уз телесных и старались о блаженном исполнении учения Господа.

Впрочем, может быть, Бог попускает мне терпеть злоумышляемое на меня для того, чтобы испытать меня несчастиями; потому что победа, конечно, от трудов зависит, и венец уготовляется за подвиги. Ибо и Павел сказал: «Течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды» (2 Тим. 4:6-7). Вечный Господь всех да удостоит и вас венца сего. Аминь.

Графика: Tetiana / stock.adobe.com

Оставьте комментарий