Широко говоря, религия есть отношение к абсолютному, к тому, что мы называем Богом. Так как это отношение есть у всякого — даже у атеиста, — то и принято говорить, что у всякого есть своя религия.
Но, принимаемая в таком широком смысле, религия может быть и правильной, и неправильной, истинной и ложной, нравственной и безнравственной — в зависимости от того, что мы разумеем под абсолютной, высшей и последней ценностью мира и как к ней относимся: во что веруем и как веруем, что принимаем и что отвергаем.
Религия как переживание очень сложна. Ее непосредственное и специфическое переживание, дающее общение с Богом, есть молитва. Конечно, молитва, как мистическое устремление, как полет духа, как духовный экстаз, как вера и чувство, не может ставиться рядом с наукой для какого бы то ни было сравнения.
Между религией в этом смысле и наукой может быть столько же противоречий, сколько между математикой и музыкой или между математикой и любовью.
Сравнивать мы можем понятия и явления, лишь беря их в одной плоскости, в свете одного критерия.
Поэтому мы отвлечем от религии ее интеллектуальные утверждения о действительности — ту ее сторону, которая является общей как для религии, так и для науки — и посмотрим, не противоречат ли эти знания и суждения о действительности друг другу. Или они только в том смысле разноречивы, что говорят о разном, а не об одном и том же разное, взаимно исключающее?
Вот некоторые основные утверждения о действительности, которые исповедуем мы, христиане:
- Бог существует — даже больше: только Он и существует, и то, что в Нем и с Ним связано. Он сотворил мир. В Нем все имеет свое бытие, вне же Его лишь бывание и томление духа.
- Христос действительно Богочеловек, Который был распят и воскрес, и придет снова на эту землю.
- Душа человека имеет личное бессмертие…
И теперь скажите, где в нашей науке, в математике, физике, биологии, истории есть утверждения, противоречащие этим названным только что суждениям — утверждениям общеобязательным, объективным, доказанным, т. е. научным?
Их нет и не может быть по существу, потому что все эти положения касаются сущностей, которые лежат вне компетенции науки, а не явлений, которые ей доступны.


Оставьте комментарий