Ассирия занимала северную часть современного Ирака. Ее территорию составлял бассейн верхнего течения реки Тигр, а также земли к востоку, до гор Загроса.
Зимние дожди и реки-притоки Тигра дают достаточно воды для ведения богарного (то есть не требующего искусственного орошения) земледелия. На равнинах растут ячмень и пшеница. На холмах — виноград, маслины, абрикосы, вишни и другие фрукты и ягоды. Земля здесь зимой и весной покрыта травой, за исключением территорий, расположенных к западу от Тигра, где преобладает пустыня.
Ассирийцы называли свою столицу, свою страну и своего национального бога одним именем — Ашшур. Город Ашшур находился на юге страны, на западном берегу Тигра. Второй крупный город — Ниневия — лежал на восточном берегу реки, напротив современного иракского города Мосула, в 109 км севернее Ашшура.
По крайней мере уже к 2500 году до Р. X. эти два города процветали, а подъем их начался, по-видимому, еще раньше.
Ассирийцы появляются на страницах Библии во времена последних царей Израиля, когда в этом государстве несли пророческое служение Амос и Осия, а на юге, в Иудее, приобретал известность Исаия. В это время Ассирия была сильнейшим мировым государством, державшим в страхе все соседние народы.
«Наведет Господь на тебя… царя Ассирийского», — говорит Исаия. Предсказание, переданное пророком царю Иудеи Ахазу, было устрашающим. Ахаз пытался получить со стороны ассирийцев помощь в борьбе против своих врагов, царей Дамаска и Самарии (Израиля). Но Божий вестник открыл ему, что вскоре его собственной стране придется противостоять Ассирии.
Царем Ассирии тогда был Тиглатпаласар III (745-727 гг. до Р. X.), который включил Ахаза в число своих вассалов и лишь после этого избавил Иерусалим от натиска врагов. Тиглатпаласар захватил Дамаск и большую часть Израиля. Эти земли он превратил в провинции своей империи.
Ассирийцы обычно заключали со всеми покоренными народами договоры. Если партнер по договору переставал выполнять его условия — отказывался платить ежегодную дань или вступал в дружественные отношения с врагами Ассирии, ассирийцы стремились добиться своих целей дипломатическими методами. Если же это не удавалось, они посылали войска.
Именно так развивались и ассирийско-иудейские отношения. Царь Ахаз строго соблюдал все статьи договора, но его сын Езекия примкнул к восстанию против ассирийского господства, поднятому вавилонским царем Меродах-Валаданом (Мардукапла-Иддином) после смерти царя Саргона в 705 году до Р. X. Езекия захватил принадлежавшие Ассирии филистимские города.
Сокрушив Вавилон, новый ассирийский владыка Сеннахирим, естественно, отправился выяснять отношения с мятежным Езекией. Ассирийское войско наводнило Иудею, как это и предсказывал пророк Исаия.
В хрониках Сеннахирима утверждается: «Сорок шесть укрепленных городов (Езекии)… я осадил и захватил. Я вывел из них 200 150 человек… Я запер его (Езекию), как птичку в клетке, в Иерусалиме — его столичном городе… Ужасающее величие моей власти потрясло его,.. и послал он в Ниневию 30 талантов золота, 300 талантов серебра».
Иерусалим, однако, не был взят. Больше ассирийские войска никогда не нападали на святой город, хотя сын Езекии, Манассия, присоединился к инспирированному египтянами антиассирийскому восстанию и около 671 года до Р. X. был ненадолго взят в плен.
Ис. 7:17-25; 4 Цар. 15:29; 16:7-9; 18:7-19:37; 20:12 и далее; 2 Пар. 33:11-13.
Графика: Kitta Studio / stock.adobe.com

Оставьте комментарий