Расскажу вам средневековую легенду, вдохновившую Достоевского написать свое прекрасное произведение «Великий Инквизитор».
Согласно этой легенде, во время церковной инквизиции, когда пламя высоко поднималось к небесам во всех городах Испании, во имя Сына Человеческого сжигали на кострах живых людей, признающих только учение Евангелия.
Иисус взглянул на землю опять и вернулся к людям. Он явился в Толедо. Когда Он подошел к главной площади города. Он увидел на ней большой костер и людей, которых вели на сожжение. И те, кто бросал людей в огонь, держали кресты в своих руках.
Иисус подозвал одного из них и спросил:
— Что вы делаете?
Он ответил:
— Мы сжигаем еретиков во имя Святой Церкви и во имя Иисуса Христа.
Тогда Иисус спросил:
— Кто повелел вам делать это?
И тот, кого Иисус спрашивал, указал на цитадель города и ответил:
— Наш учитель, великий инквизитор, наместник, поставленный Святой Церковью, велел нам это делать.
Тогда Иисус пошел в город, в крепость, и открыл дверь к великому инквизитору и спросил его:
— Чьим именем творишь ты эти ужасы?
И тот ответил:
— Во имя Иисуса Христа мы должны уничтожить всех еретиков, угрожающих Его учению.
Тогда Иисус сказал:
— Я — Иисус, Я принес вам любовь, чтобы вы любили друг друга, прощали друг другу грехи. Я принес радость в сердца людей, а вы обращаете мир в жилище слез. Я принес любовь, а вы создаете царство жестокости. Я принес жизнь, а вы распространяете смерть. Прикажи немедленно погасить огонь, освободить заключенных и исполнить Мое учение.
Великий инквизитор взглянул на Него и содрогнулся под тяжестью Его слов, так как чувствовал, что Человек этот действительно был Он. Он почувствовал мощь слов Иисуса.
Минуты проходили, но он не отвечал. Наконец он поднял глаза и увидел на стене официальный декрет. Тогда, собрав силы, он ответил Иисусу:
— Ты прав, но идеал Твой — только идеал и не может быть достигнут. Церковь наша — церковь воинствующая, мы можем победить все человечество только борьбой и силой. Я сожалею, но не могу повиноваться Тебе.
Тогда ответил Иисус:
— Я опять пойду к людям и подыму голос Мой снова, Я скажу всем, что ты не ученик мой. Я скажу, что Я не хочу убийства людей, не хочу тюрем. Я хочу, чтобы вы знали, что любовь — не ненависть, что жизнь — не смерть.
Тогда великий инквизитор встал и сказал:
— Если Ты будешь так говорить народу, если Ты будешь бороться с нашей Церковью, я сожгу Тебя тоже, потому что Ты нам опасен.
Наступила странная тишина. Иисус ничего не ответил, но слезы выступили на Его глазах, и Он исчез от очей великого инквизитора.
Но из слез Его образовался сильный дождь, заливший пламя костров во всех городах, произошло наводнение, опрокинувшее и разрушившее все города и церкви. И этот новый потоп продолжался как потоп библейский. И когда сошли прочь воды — наступил новый век и послышались слова любви во всей их первоначальной чистоте и ясности. Эти слова любви были словами жизни вечной.
Эта средневековая легенда дает нам почувствовать ужасную трагедию. Трагедия эта не в том, что люди распяли тело Иисуса. Иисус воскрес. Он всегда с нами. Но трагедия в том, что церковники распяли слова Иисуса, любовь обратили в ненависть, жизнь обратили в смерть.
Автор не известен
Графика: Manuel Mata / stock.adobe.com

Оставьте комментарий