, ,

Евангелист Дуайт Муди

Господь во все времена поставлял в Церкви служителей: «Одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями…». Одним из избранных сосудов Божьих был проповедник Дуайт Муди.

Время чтения:

5-7 минут

Господь во все времена поставлял в Церкви служителей: «Одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4:11-12). Одним из избранных сосудов Божьих был проповедник Дуайт Муди.

Дуайт Муди родился 5 февраля 1837 года в североамериканском городе Нордфилде. Несмотря на религиозное воспитание, которое Дуайт получил в семье, в молодости он не помышлял о служении Богу. Его больше привлекали игры и забавы. Когда Муди шёл восемнадцатый год, он отправился в Бостон искать работу и нашёл место приказчика в магазине.

Однажды в магазин зашёл учитель местной воскресной школы. Положив руку на плечо Муди, он взглянул ему в глаза и спросил: «Не хотите ли вы обратиться ко Христу?» Такой прямой вопрос застал юношу врасплох; он жил без Христа и мало думал о Нём. От слов служителя дрогнуло сердце молодого человека. Вдруг ему стало ясно, что в лице этого простого христианина его посетил Сам Христос. И он полностью отдал своё сердце Господу.

«Даже теперь я чувствую прикосновение его руки», — с благодарностью вспоминал Муди о добром человеке, который призвал его ко Христу.

Переехав в город Чикаго, Муди приступил к благовестническому труду. Обитатели мрачных трущоб и притонов с удивлением смотрели на молодого евангелиста. «Бог есть любовь, — проповедовал Муди. — Он любит вас. Он пришёл взыскать и спасти погибшее. Взгляните на Голгофу!» Лица слушателей светлели от таких слов. Дерзновенная проповедь пробуждала очерствелые сердца людей, они оставляли греховный образ жизни, начинали жить благочестиво и творить добрые дела.

Как-то, возвещая благую весть в питейном заведении, Дуайт Муди нашёл подходящий момент для беседы с его хозяином. «Ваши родители — христиане, — сказал он. — Почему же вы занимаетесь этим делом? Ведь пьяницы Царства Божия не наследуют. Зачем же вы наносите вред своей душе? Мы будем молиться о вас!»

Через две недели посетители этого заведения были поражены неожиданными словами хозяина: «Лучше умру в доме приюта, чем буду продавать спиртные напитки!» И он больше никогда не возвращался к этому занятию.

Друзья Муди неоднократно советовали ему получить систематическое богословское образование, но Муди пошёл трудным путём самообразования через углублённое изучение Священного Писания.

На поприще благовестия вместе с Муди подвизался доктор богословия Р. А. Торрей, которого поражала необыкновенная работоспособность Муди и его любовь к Библии. «Муди не изучал философию, психологию и другие науки, не изучал он и богословие в его академическом понимании, — рассказывал доктор Торрей. — Но он изучал Библию». Муди вставал рано утром, чтобы исследовать Слово Божие.

Добытые усердным молитвенным трудом знания евангельских истин Дуайт Муди передавал другим. Огонь Божий горел в его груди, вырываясь наружу. В Чикаго Муди открыл библейские чтения для разъяснения определённых тем Священного Писания. Движимый желанием поделиться духовными богатствами, он приглашал всех желающих вкушать хлеб Жизни. Из-под его пера вышло замечательное духовное руководство «Польза и наслаждение от чтения Библии». Эта книга явилась плодом веры и повседневного опыта евангельского служения. Многие проповедники до сих пор находят в ней прекрасные жемчужины духовной мудрости.

«Для меня всегда отрадно говорить на эту тему, — писал он, — потому что я убеждён, что Библия есть Слово Божие, а поэтому самая лучшая и нужная книга в мире».

Стиль проповедей и бесед Муди был предельно прост и доступен. Живой народный язык, яркие примеры из жизни органично переплетались в его проповедях и делали их наглядными и поучительными. Слушатели запоминали его проповеди легко и надолго. На духовных съездах и конференциях Муди проводил назидательные беседы для проповедников.

«Хочу быть таким человеком, который всецело принадлежит Богу!» — сказал однажды Муди о себе. «Покорность воле Божией, постоянное общение со Спасителем — вот изначальные условия плодоносной христианской жизни», — любил повторять он.

Обладая чутким сердцем, Дуайт Муди хорошо понимал запросы человеческой души. «Господь не создал двух людей, имеющих на всё одинаковые взгляды… Мы же готовы ломать им кости, чтобы подвести их под общую мерку. Господь поступает иначе: во вселенной Он создал бесконечное разнообразие. Подобное Он хочет видеть и в духовной жизни».

Ни одно дело, ни одну беседу Муди не начинал без молитвы, которая была для него так же естественна, как дыхание. Он говорил: «Предоставим другим говорить и критиковать, а мы будем делать дело, которое поручил нам Господь, и пусть Он позаботится о нас».

Сам Господь преподавал ему величайшие уроки молитвы.

В самом начале служения, во время путешествия по Англии, пастор одной лондонской церкви предложил Муди проповедовать на утреннем богослужении. Настало время проповеди. «Очень трудно было говорить, — вспоминал позже Муди, — у моих слушателей были каменные лица с холодным выражением глаз. Я не видел ни малейшего интереса к Слову Божию».

Вечером он также должен был участвовать в служении, так как пообещал пастору. На лицах собравшихся он снова увидел полнейшее равнодушие. Ему стало не по себе… Но, о чудо! Словно окна небесные отверзлись! Потоки благодати Божией излились на слушателей, атмосфера изменилась совершенно, и они с жаждой припали к источнику воды живой.

Это произвело на Муди такое впечатление, что после богослужения он обратился к пастору со словами: «Что значила эта перемена?» — «Я и сам не понимаю, в чём тут дело», — ответил пастор.

Ответ пришёл позднее. Дело в том, что одна тяжело больная женщина, прикованная недугом к постели, однажды прочла духовный журнал, в котором была напечатана проповедь Дуайта Муди. «Как мало в моей жизни я сделала для Бога, — подумала она и задала себе вопрос: в моём положении как я могу послужить Ему? Буду молиться», — решила она. И стала молиться Господу, чтобы Он прислал этого проповедника в её церковь в Лондон.

Длительная, непрестанная молитва не осталась без ответа, и Дух Божий произвёл переворот в душах слушателей. Тот воскресный вечер Муди запомнил на всю жизнь. Господь показал ему, что сила и успех проповеди неотделимы от молитвы.

Дуайт Муди имел много друзей. Ближайшим помощником был Давид Сэнки, уроженец Шотландии. Перед их приездом обычно вывешивались такие объявления: «Муди будет проповедовать Евангелие, Сэнки будет петь Евангелие». Их служение сопровождалось большими благословениями. Только в 1875-1876 годы в Лондоне обратилось ко Христу десять тысяч душ.

В 1899 году Господу было угодно прервать земной путь Дуайта Муди. Всевышний отозвал Своего служителя в вечные обители. Когда Муди почувствовал, что Господь готовит его к переселению, он сказал: «Земля удаляется, небеса открываются передо мной».

Друзьям казалось, что он видит сон. «Нет, это не сон, — услышали те, кто стоял рядом с ним. — Отец Небесный зовёт меня, и я должен идти!» И он медленно произнёс слова, которые любил повторять раньше: «Когда вы однажды прочитаете в газетах, что Дуайт Муди умер, не верьте ни слову из написанного. В этот момент я буду более живым, чем сейчас. Просто я из этой хижины перешёл в вечный дом, в тело, которое смерть не может более тронуть, тело, подобное прославленному телу Христа… То, что рождёнo во плоти, может умереть, но то, что рождёно от Духа, будет жить вечно».

С глубокой верой и чувством исполненного долга ушёл Дуайт Муди в обители неба. Но он и по смерти говорит ещё, ибо прославил Господа на земле, совершил дело, которое Бог поручил ему исполнить (Евр. 11:3; Ин. 17:4).

Автор: В. Попов
Графика: Morphart / stock.adobe.com

Оставьте комментарий