— Васька, иди сюда! — крикнул отец сыну, который играл на улице в бабки. Мальчик, услыхав голос отца, поднял голову, но не откликнулся и продолжал играть.
— Иди сейчас же сюда, а то я задам тебе, — закричал отец суровее прежнего.
Медленно с понурой головой мальчик подошёл к отцу.
— Чего ползёшь, как рак? — спросил тот сердито. — Нужно немедленно идти, когда тебя зовут. Ступай, отнеси вот этот узелок Петру Кузьмичу, слышишь? Да смотри, не зевай по сторонам; возвращайся сейчас же назад, а то худо будет.
Мальчик взял узелок. Лицо его было сумрачно. Он отправился, но медленно и, видимо, нехотя.
— Васька, так-то ты слушаешься! — крикнул ему вслед отец. — Бегом у меня! И изволь через полчаса быть дома, а то я с тобой расправлюсь!
Угроза эта не произвела, однако, желаемого действия. Мальчик был обижен. Нрав его был не из мягких: грубое обращение отца озлобляло его, возбуждало в нём упорство и заглушало все проявления добрых чувств.
— Просто не знаю, что делать с мальчиком, — сказал отец, обращаясь к приятелю, который сидел у него в это время, — что бы ни сказал, всё как горох об стенку.
— Ласкою да добрым словом часто одолеешь там, где брань и угроза не берут, — отвечал тот.
Отец посмотрел на него с удивлением; но приятель был человек толковый, советы всегда давал разумные, нельзя было не выслушать его.
— Ласковые слова, точно луч солнца — и согревают, и ободряют, — продолжал он, — а грубые слова и суровое обращение, словно буря — всё ломают и разрушают. От ласковых слов рождаются в сердце добрые чувства, желания, они укрепляют семейные отношения; грубые слова тяжело ложатся на сердце, ожесточают его и часто наносят непоправимый вред. Попробуй-ка лаской с сыном, не пожалеешь.
Отца, казалось, задели за живое слова приятеля, и он призадумался.
Прошёл уже час, но мальчик не возвращался. Временами отца брала досада, но совет приятеля крепко засел у него в голове, и он твёрдо решил последовать ему. Наконец медленным шагом, с нахмуренным лицом и сдвинутыми бровями, мальчик вошёл в комнату. Он остановился на некотором расстоянии от отца, взглянул на него исподлобья и сквозь зубы, невнятным голосом что-то пробормотал.
К его удивлению, отец спокойно сказал:
— Хорошо, Вася, теперь ступай себе играть.
Мальчик вышел, хотел было приняться за бабки, но ему что-то не игралось. Ему стало совестно. Что он сделал не так? После брани отца он никогда, бывало, не чувствовал раскаяния; теперь же, вместо того чтобы присоединиться к друзьям, он сел поодаль, слёзы навернулись у него на глаза.
— Вася, дружок, поди-ка сюда, — вдруг послышался снова голос отца.
Мальчик мигом вскочил на ноги и в одну минуту очутился возле отца. Лицо его оживилось, он смотрел отцу прямо в лицо, глаза его так и горели желанием чем-нибудь помочь ему.
— Вася, отнеси-ка, пожалуйста, ещё вот это Василию Ивановичу, это недалеко отсюда.
Мальчик с сияющим лицом схватил пакет и выбежал с ним из комнаты.
— Вот что значит ласковое слово; кто бы мог подумать! — сказал себе отец.
Пока он раздумывал об этом, мальчик уже вернулся и, подбежав к нему, весело спросил:
— Не надо ли ещё куда сбегать?
Да!.. Есть сила в ласковых словах!
Автор неизвестен

Оставьте комментарий