Если наложить карту Индонезии на карту Европы, то обнаружится, что вся площадь от Ирландии до Кавказа будет покрыта: приблизительно 6000 км из одного конца в другой, около 3000 островов, более 250 национальностей. Государство с неимоверно большим культурным и религиозным разнообразием.
Возникла Индонезия из голландской колонии Индии Нидерландской. Ислам ступил на эту землю незадолго до прихода голландцев. Несмотря на то, что ему сегодня формально принадлежит 85% населения, у него не было никакой возможности стать господствующей политической силой в стране. Хотя Индонезия и является государством, в котором преобладает мусульманское население, исламским государством её назвать нельзя.
Влияние христианских миссионеров на различных островах было неодинаковым. Ко времени провозглашения Республики Индонезия (17 августа 1945 г.) уже образовалось несколько исключительно христианских областей, таких, к примеру, как Северная Суматра, где проживают батаки.
Когда миссионеры Рейнской Миссии (сегодня — Объединённая Евангельская Миссия, OEM) в XIX столетии пришли в Индонезию, они проповедовали Евангелие на языках тех племён, которые населяли эти острова. Поэтому внутри отдельных племён образовывались обособленные церкви, и язык племени был одновременно и языком церкви. Народность батаков состоит из различных племён, таких как Тоба, Каро, Зималунгун, Ангкола. В связи с интенсивной миграцией внутри страны уже не существует более таких территорий, которые были бы заселены исключительно одним определённым племенем. Поэтому дочерние церкви можно найти повсюду. На первый взгляд их можно различить только по аббревиатурам: ХКБП, ГБКР, ГКПС, ГКПА и т. д.
Правительство страны заинтересовано в том, чтобы образовавшийся на базе малайзийского индонезийский язык был принят как общенациональный. Но многие, прежде всего пожилые, придерживаются мнения, что языком церкви должен быть их родной язык. Обучение же в различных учебных заведениях проходит по всей территории страны на индонезийском. Поэтому воскресные и будние дни в церкви во многом отличаются друг от друга. Эти моменты нужно знать и учитывать, чтобы лучше понять, какое значение для молодёжи имел конгресс, который совместно провели шесть батакских церквей.
Христианский фестиваль — место встречи молодых христиан
Христианский фестиваль — так назывались два больших конгресса в Германии. Целью их была подготовка молодых людей к миссионерской деятельности. На основе этого опыта в феврале 1989 года на Суматре был проведён третий фестиваль. Встреча молодых христиан всей планеты проходила под девизом: «Иисус Христос есть ответ».
Этот фестиваль несколько отличался от тех, которые проходили на немецкой земле: конгресс проходил не в одном, а в шести различных селениях, причём везде с одинаковой программой. Около 1500 юношей и девушек стало его участниками. Организаторами его были не отдельные личности из отдельных церквей и организаций, а совместный секретариат церквей — участников OEM. При этом нужно было учитывать «официальные церковные интересы», имеющие нередко оттенки формализма.
Подготовительная комиссия разработала программу таким образом, чтобы она везде была одинаковой: разбор мест из Священного Писания, рабочие группы, богослужения, евангелизационные вечера и пять рефератов на самые актуальные темы:
- «Молодые христиане и новая жизнь»;
- «Оккультизм»;
- «Молодёжь и окружающий нас мир»;
- «Молодёжь, брак и семья»;
- «Молодёжь и труд».
Объединённая Евангельская Миссия (OEM) направила сюда своих работников из OEM, из церковного объединения Люденшайд и из Немецкой Палаточной Миссии. Они подготовили доклады на темы «Следование за Христом» и «Миссия» и большей частью несли ответственность за проведение вечерних евангелизационных собраний. Последние проводились одновременно в четырёх различных церквях.

Благословенные вечера
Лингга, провинция Каро: сельский «Дом культуры» представляет собой собственно только одну крышу, без стен. Мероприятие должно начаться в 20:00. Все участники сегодняшнего вечера, а это около 400 молодых девушек и парней, разбиты на четыре группы. Когда мы вместе с участниками фестиваля (примерно 100 человек) в переполненных автобусах добрались по избитым улицам к «Дому культуры», было уже четверть девятого. Но мы не опоздали. Причина проста: только немногие здесь имеют часы. Люди заканчивают свою работу в поле с наступлением сумерек. Сегодня же был солнечный день — значит, работали дольше обычного.
Пригласительные разносить не нужно — поёт молодёжь. Батаки поют громко и красиво. Таким образом все в селе знают, что в «Доме культуры» что-то состоится. Там празднуются все большие праздники, проводятся сельские собрания, по выходным базар живёт своей жизнью. Сегодня — евангелизационное собрание. Это знает каждый.
Далеко не все жители деревни — христиане. Среди них есть мусульмане и анимисты. Здесь, в центре деревни, сегодня свидетельствуют о вере в Иисуса Христа. К аккумуляторной батарее подключён громкоговоритель, и сразу две переводчицы пытаются передать содержание проповеди: одна переводит с немецкого на индонезийский, другая — с индонезийского на язык каро. Царит напряжённая тишина, и даже свинья, которая во время проповеди пересекла помещение, не нарушила хода собрания.
Тарутунг, провинция Тоба: здание церкви было в 1987 году разрушено землетрясением. Сейчас оно заново возведено, но ещё нуждается в отделке. Стекла в окнах не предусмотрены, но нет ещё и деревянных занавесок. Перед оконными проёмами поставлены гофрированные стальные листы на случай дождя. Скамеек не хватает, поэтому дополнительно расстилаются циновки.
Очень кстати здесь, в полуразрушенной церкви, прозвучала притча о доме на скале, устоявшем под натиском бури. После собрания многие остаются в церкви: вопросы, вопросы, вопросы…
Что же это за вопросы?
Все вопросы можно систематизировать следующим образом:
1. Вопросы личного духовного роста:
- Что должен делать тот, кому по наследству был передан дар колдовства или предмет, обладающий магическим действием?
- Как можно жить по-христиански в семье, где все остальные члены — мусульмане или анимисты?
2. Будущее:
- Что мы можем сделать для того, чтобы поднять благосостояние народа?
- Как мы можем добиться технического и общественного прогресса, но при этом избежать ошибок, допущенных в Европе и Америке: гибель окружающей среды, утрата нравственных и этических норм, уменьшение рабочих мест вследствие автоматизации?
3. Безработица:
- Можно ли жить полноценной жизнью, если нет надежды найти рабочее место? Эта проблема стоит здесь намного острее, чем в Европе — на одно рабочее место приходится тысяча желающих. Не иметь рабочего места значит не иметь никаких средств к существованию, так как в стране не существует социального страхования.
4. Культура и вера:
- Как мы можем выразить свидетельство нашей христианской веры средствами нашей культуры?
- Весть о Христе пришла сюда в одеянии европейского образа жизни, который тесно связан с западной цивилизацией. Неизбежно ли прогресс связан с такими, как кока-кола и единая культура?
- Не можем ли мы через наше христианское свидетельство способствовать тому, чтобы наш народ сохранил своё своеобразие?
Эти и другие вопросы возникали после прочитанных рефератов, библейских разборов и личных бесед.
Но что остаётся вечно?
Для миссии сегодня стало почти невозможно получить долгосрочные визы для своих работников в Индонезии. Те, кто находится в стране больше десяти лет, вынуждены её покинуть. Несмотря на это, следует отметить, что церкви в Индонезии пользуются значительно большей свободой, чем в других странах с мусульманским большинством.
Возможно, именно поэтому индонезийские христиане довольно лояльно относятся к своему правительству. Причиной этому может быть также то, что люди, после долгих лет колониальной зависимости, наконец обрели своё государство и испытывают за это благодарность. Однако существует и опасность: некоторые христиане начинают воспринимать свою веру как средство для достижения целей.
В одном из рефератов был выдвинут тезис: «Вера в Иисуса Христа делает молодёжь церкви способной выступить навстречу требованиям настоящего и будущего в построении церкви, народа и государства». Это звучит красиво и убедительно, но может ли вера в живого Бога быть использована для каких-либо человеческих целей?
Первая заповедь прямо запрещает использовать Бога в угоду нашим целям, ставить Его на службу «более высокому делу». Самое большое служение, которое христиане могут совершать для своего общества, — это прославлять Бога и жить в соответствии с этим.
Если это становится нашей жизненной программой, то мы становимся необходимы друг другу. Христиане Индонезии нужны нам, а мы — им.
Как прийти к живому обмену?
- Делиться опытом жизни. Обмениваясь своими духовными познаниями, мы растём в вере.
- Решать общие проблемы. Секуляризация, миграция в города, вызов со стороны ислама — мы можем оказать друг другу помощь в этих вопросах.
Мы видели, что церкви на Суматре стремятся к целостному благовестию. Евангелизация, ответственность перед обществом и благотворительная деятельность становятся естественными плодами жизни во Христе.
Вероятно, для Индонезии завершается эпоха «посланнической миссии», поскольку долгосрочное пребывание миссионеров в стране становится всё сложнее. В этой ситуации возрастает значение «миссии партнёрства», которая предполагает:
- посещения;
- контакты;
- обмен письмами, опытом и идеями.
Это возможно только на основе взаимного уважения и сотрудничества.
Взаимное учение и поддержка
Если мы хотим развивать партнёрство, нужно избегать неверных суждений, например: «В молодых церквах жизнь бьёт ключом только потому, что они молоды». Да, и среди пасторов молодых церквей встречаются формалисты и консерваторы.
Тем не менее, нас может вдохновить ревность рядовых членов церкви. Их сотрудничество с пресвитерами и евангелистами играет ключевую роль в проведении богослужений и составлении проповедей.
Очень важно, чтобы дело Божье в Индонезии проповедовали индонезийцы, а в Германии — немцы. Это невозможно без взаимной братской помощи, поскольку совместное сотрудничество является неотъемлемой частью жизни единой, святой Церкви Христа.
Автор: Герман Боллман

Оставьте комментарий