,

Борьба с искушением

Утверждение, что христианин после возрождения больше не подвергается искушениям, является большим предрассудком. Многие места в Библии говорят об обратном: жизнь христианина — сплошная борьба.

Время чтения:

6-8 минут

Ханна Уитл Смит, автор нескольких книг, была женщиной несокрушимой веры. Она поступала в жизни так, как проповедовала. Нижеследующая статья — отрывок из 10-й главы её классического произведения «Тайна счастливой христианской жизни».


Утверждение, что христианин после возрождения больше не подвергается искушениям, является первым большим предрассудком. Многие места в Библии говорят об обратном: жизнь христианина — сплошная борьба.

Когда мы со всей серьёзностью начинаем жить по-христиански, искушения в общем даже усиливаются. Как раз теперь мы должны бороться против духовных врагов, которые искушают нас с ещё большей силой и ловкостью. Однако никакое искушение не должно омрачать наши отношения со Христом.

Большие искушения нередко являются знаком большой благодати. Когда израильский народ оставил Египет, «Бог не повёл его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет» — Исх. 13:17. Когда они позднее научились больше доверяться Богу, Он попускал его врагам нападать на них. На пути через пустыню они встретили немного врагов. Зато в земле обетованной им пришлось победить семь больших народов и тридцать одного царя.

Израильтяне не смогли бы победить своих врагов, будучи не на своей земле. Именно по силе искушения можно судить о том, что они пришли на верное место.

Искушение — грех?

Второй предрассудок не так легко победить. Кажется совершенно излишним утверждение, что искушение не является грехом. И всё же возникает немало бед из-за непонимания этой истины. Одно только представление о грехе кажется искушаемому христианину столь оскверняющим, что он уже из-за одних таких мыслей чувствует себя очень далёким от Бога.

Враг наводит нас на злые мысли — сомнения, злословие, ревность, зависть и высокомерие, затем поворачивается к нам и говорит: «Какая у тебя, однако, недобрая душа, если у тебя такие мысли! Ясно, что ты Богу не доверился, иначе они в твоём сердце не появились бы». Эта аргументация нам кажется столь верной, что мы принимаем её за истину и осуждаем самих себя. А враг знает, что искушение нас легче склоняет ко греху, когда мы подавлены.

Подавленность — одна из наибольших опасностей для нашей веры; способствует же вере больше всего упование. Некий мудрец однажды сказал, что самое главное для преодоления искушения — упование, на втором месте стоит упование и на третьем — упование. Мы должны действовать в надежде победить. Поэтому Господь говорит Иисусу Навину: «…только будь твёрд и очень мужествен…» — Нав. 1:7. Нам Он говорит то же самое: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» — Ин. 14:27.

Сила искушения — в слабости нашего собственного сердца. Враг это знает, и наступление он начинает с подавления мужества.

Истинное смирение

Мужество теряется иногда из-за якобы оправданной печали и неуважения самих себя. Мы шокированы тем, что определённые вещи или явления могут нас искушать. В действительности же причиной нашей подавленности является то, что мы втайне считаем себя слишком чистыми, чтобы подвергнуться искушению.

Каждый христианин должен себе уяснить, что подавленности следует остерегаться в той же мере, что и греха.

Мы сами от себя ожидаем что-то нереальное. Подавленность кажется нам настоящим смирением, является, однако, лишь следствием уязвлённого самолюбия. Истинное смирение переносит обличение в собственной слабости и глупости, потому что оно никогда ничего не ожидает от самого себя и все свои надежды возлагает на Бога. Ложное же смирение, вызванное себялюбием или высокомерием, погружает нас в ещё более глубокую подавленность без веры и может привести прямо ко греху, который может ввергнуть нас в отчаяние.

Следующая аллегория показывает это очень наглядно.

Сатана собрал своих слуг, чтобы посоветоваться, как бы доброго человека ввести в грех. Один из злых духов и говорит:
— Я покажу ему удовольствие от греха и выгоду от него.

— Это тебе не поможет, — произнёс сатана, — он уже испытал грех и лучше нашего знает, что это такое.

Другой демон предложил:
— Я покажу ему чаяния и заботы добродетели, и он поймёт, что она не вознаграждается.

— И это бесполезно, — возразил сатана, — потому что он живёт в добродетели и знает, что «пути её — пути приятные, и все стези её — мирные» — Прит. 3:17.

А третий демон решил так:
— Я подавлю его мужество.

— Да! — воскликнул сатана. — Таким путём мы его победим.

«Всякая подавленность от дьявола», — сказал однажды один писатель. Мы все должны понять, что подавленности следует остерегаться в той же мере, что и греха. Библия нам говорит: «Блажен человек, который переносит искушение» и увещевает нас: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» — Иак. 1:2–12.

Поэтому искушение грехом быть не может.

Наша ответственность

Слышать нашёптывания злых мыслей и недобрые речи безбожных людей мимоходом, скажем, на улице, — не грех. В обоих случаях мы грешим лишь тогда, когда останавливаемся и участвуем в этих разговорах, когда эти злые мысли находят в нас отклик и мы с ними частично соглашаемся.

Тысячу раз в день мы можем подвергнуться искушению, но не грешить. Если же мы начинаем считать искушение грехом, то борьба наполовину проиграна и грех определённо одержит верх.

История одной победы

Однажды пришла ко мне женщина с большой бедой. Она уже некоторое время жила как христианка, примирённая с Богом, и была так свободна от искушений, что думала, их у неё больше никогда не будет. Но вдруг она заметила, что, как только начинала молиться, в голове её зарождались всевозможные ужасные мысли. До этого она была сохранена от искушений и поэтому почувствовала себя большой грешницей оттого, что вообще могла их иметь. Она даже начала сомневаться в своём возрождении.

Я ей сказала, что эти злые мысли являются лишь искушениями и что она за них не в ответе — точно так же, как и за злословие в её присутствии других людей. Я объяснила ей, что враг склонил её считать эти мысли своими, и что по этой причине она вверглась в самоосуждение и подавленность. Я её заверила, что она скоро одержит победу, если эти мысли всегда сразу же будет предавать Господу.

Когда у неё снова появились богохульные мысли, она сказала врагу: «Я всё поняла. Это ты внушаешь мне эти ужасные мысли. Я их ненавижу и отвергаю. Господь — мой помощник. Ты с Ним Самим объяснись». После этого женщина полностью освободилась от этого искушения.

Когда христианин знает, что плохая мысль внушается ему врагом, а не является его собственной, ему проще отвергнуть её. Если бы дьявол каждое искушение начинал словами: «Я — дьявол, твой злейший враг. Я пришёл, чтобы совратить тебя», — мы навряд ли испытывали бы желание поддаться его искушению. Чтобы его ловушки действовали безотказно, ему приходится скрываться. Зная его тактику и разоблачив его при первой же попытке, мы значительно уменьшаем свою уязвимость.

Стойкость укрепляет

Другую большую ошибку мы допускаем, если считаем нашу борьбу с искушениями пустой тратой времени.

Нередко мы во время искушений служим Богу гораздо больше, чем в относительно свободный от них период. Ничто так не способствует росту терпения, ничто не ставит нас в такую зависимость от Иисуса, как стойкость в постоянных искушениях. И ничто не прославляет Бога больше, чем утверждение нашей веры, которая «драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота» — 1 Пет. 1:7.

За терпение и выдержку мы получим «венец жизни, который обещал Господь любящим Его» — Иак. 1:12. Искушения Господь может отвратить и использовать как инструмент для нашего совершенствования. Таким образом, орудия греха обращаются против самого греха, и мы видим, что даже искушения любящим Бога «содействуют ко благу».

Путь к победе

Во всех искушениях путь к победе также ведёт через веру, которая является основой всей нашей жизни. Лейтмотивом нашей жизни должен быть девиз: «Мы — ничто, Христос — всё!»

Если мы осознаём свою полную беспомощность, мы поймём, что с искушением справимся лишь тогда, когда предадим его Господу и доверим Ему сделать это вместо нас. И если мы предаём искушение в Его руки, оно там и должно остаться — и это, по-моему, нам труднее всего сделать. Нам трудно поверить, что Господь одолеет наши искушения без нашей помощи, особенно тогда, когда они не сразу исчезают. Не уступая искушению и не отпуская рук Господа, выстоять в длительной борьбе — это чудная победа.

Чтобы преодолеть искушения, мы должны отдать себя Господу точно так же, как тогда, когда мы впервые просили у Него прощения. Мы полностью должны довериться Ему. Тысячи христиан поступали так и могут свидетельствовать о чудных победах над бесчисленными искушениями. Они действительно победили с Тем, Который любит.

Моё сердечное желание — чтобы христиане освободились от оков неверно понятого искушения. Если мы распознаем искушение и отличим его от греха, мы смело можем сказать: «Отойди от меня, сатана!» Мы будем знать: «Если враг придёт как река, дуновение Господа прогонит его» — Ис. 59:19. Тогда мы устоим!

Автор: Ханна Уитл Смит

Оставьте комментарий