С 8 по 12 июля 1991 года в Москве проходила конференция по евангелизации с участием Билли Грэма. Более 4000 человек приняли в ней участие и, кроме пленарных заседаний, имели возможность прослушать краткий курс по евангелизации. Мы использовали эту возможность, чтобы задать ряд вопросов братьям, прибывшим из различных регионов страны.
Интервью с Владимиром Михайловичем Шоковым
(пресвитер церкви ЕХБ г. Чимкент, Казахстан (700 членов))
— На Западе утверждают, что в вашей стране происходит духовное пробуждение народа. Так ли это?
— Мы живём в удивительное и одновременно трудное время. Ещё недавно атеисты говорили нам: «Где же ваш Бог?» Бросали вызов Богу. Кончилось их время — семьдесят лет они наполняли чашу своих беззаконий, но времена изменились, и к власти пришёл Михаил Горбачёв. У него, конечно, были благие намерения по отношению к партии — он хотел убрать негодных людей, оставить порядочных, честных. Кинулся — их нет, а где их взять? Всё рушится у них, и нет им успеха. Катастрофическое положение. Это Бог делает — так мы это понимаем. Люди им абсолютно не верят, не верят их обещаниям. У людей нет идеалов.
И вот эта обстановка послужила тому, что люди стали задумываться. Атеистов не стало ни в школах, ни тем более в прессе. Не знаем, куда они все подевались. Конечно, есть разряд людей, я считаю, неумных, которые думают, что всё ещё вернётся на круги своя. Они упорствуют, бия себя в грудь, чтобы потом, если всё вернётся к старому, выставить себя героями. Но таковых — единицы.
Отношение чиновников к верующим в корне изменилось — это мы замечаем. Мы строим сейчас молитвенный дом, и нам часто приходится бывать в различных ведомствах. Всюду к нам относятся с большой симпатией. Я думаю, раньше люди просто подавляли в себе этот внутренний голос, говоривший им, что они нехорошо поступают, а теперь они свободно могут выражать свои мысли.
— Может, это просто мода на религию или Библию?
— Нет. Я думаю, что, открыв нам двери для евангелизации, Бог вложил в сердца людей тягу к чистому, светлому, к исканию истины.
— Вы живёте на юге среди казахов, узбеков. Каково их отношение к христианству?
— Скажу так, что в прошлые времена, когда нас притесняли, они относились к нам лучше. Всё-таки они люди богобоязненные. А вот теперь, когда мы распространяем среди них Евангелие и другую литературу, мусульманское духовенство недовольно. Люди читают, приходят к Богу, но пока таковых очень и очень мало.
— Какие методы евангелизации вы считаете наиболее эффективными в настоящее время и почему?
— Методы очень разнообразные, и какой из них наиболее эффективный, не могу сказать. Вот, например, по субботам наша библиотека работает в Доме книги — это самый большой книжный магазин в г. Чимкенте. У неё более 1000 читателей. Там же проходят беседы с людьми, и мы их приглашаем на богослужения.
Другой пример. У нас действует «телефон доверия». Опытные братья стараются помочь отчаявшимся людям. Посещаем больницы, распространяем получаемую литературу. В тесном сотрудничестве с миссией «Луч надежды» из Бишкека распределяем гуманитарную помощь по детским домам и домам престарелых. Таким образом о нашей деятельности узнают в городе, и люди приходят к нам и находят Бога.
— Каково ваше мнение о больших евангелизационных мероприятиях, когда арендуются дворцы спорта, стадионы и т. д.?
— У нас этого не было, но знаю, что положительных результатов мало, церкви после таких евангелизаций не растут. Люди выходят вперёд, каются, но затем куда-то исчезают, где-то растворяются.
— А готова ли ваша церковь принять таких людей?
— Наверное, трудно будет. Верующие будут проверять — они же приходят накрашенные, с серёжками. Они же не научены. Вот они покаялись, и если, допустим, преподать им крещение, и они будут приходить в церковь, их задергают. Они приходят такими, какие есть. А верующим это не нравится — они заставят их надеть платочки, снять серёжки и многое другое.
Я считаю такие действия неправильными, и мы об этом говорили, но вы же знаете, что если люди, да ещё из православия, уверовали в пожилом возрасте, они считают своим долгом обличать таковых. Но таких случаев не так уж много.
Человек должен осмотреться и сам сделать определённые выводы. Я считаю, что душу не нужно трясти, чтобы она стала такой, как мы её себе представляем. Она сама должна созреть и стать прекрасным плодом.
А в целом церковь готова принимать таковых. Вот раньше принимали водное крещение человек около тридцати в год, и были это в основном дети верующих родителей, ну, один-два из мира. В этом году мы крестили сорок семь человек, и из них только три-четыре человека из семей верующих, остальные — люди из мира.
— Многое изменилось в последнее время. Появилась возможность познакомиться с жизнью христиан на Западе, и поехать за границу могут не только руководящие братья. Каково, на ваш взгляд, влияние Запада на церковь в России?
— Знаете, я себя только тем утешаю, что время это дал нам Бог, и это в Его плане. Что касается меня — я ведь и раньше бывал за границей и не так шокирован тем, что приходится наблюдать у приезжающих из-за рубежа. Я придерживаюсь мнения, что лучше бы всё оставалось так, как было раньше — такого духа и такого направления.
Вроде и радостно, когда гости приезжают из-за рубежа, но и душа болит, когда видишь проповедников с Запада, которые вначале пытаются рассмешить слушателей, а потом говорят: «Прочитаем Слово Божие». Но я ещё раз подчёркиваю — всё это не без воли Божией. Может, мы воспитаны не так, как следовало бы, а может, мы привыкли, что правильно так, как мы себе это представляем.
— Какой вы видите перспективу роста церкви и создания новых церквей? Куда направлять вновь обращённых людей?
— Вы знаете, 17 лет мы добивались, чтобы нам разрешили построить молитвенный дом, и, получив наконец разрешение, мы на радостях решили всю душу в него вложить. Теперь я братьям говорю: «Следующие дома будем поменьше и попроще строить, но в разных районах города». У нас вскоре всё изменится, и напрасно русские братья за границу уезжают. Скоро все к нам приезжать будут.
— Ну, и последний вопрос. Ваше мнение о целесообразности и плодотворности проведения таких евангелизационных конференций с таким большим количеством участников.
— Во-первых, я хотел бы сказать Билли Грэму и другим братьям следующее. Участие в такой конференции адвентистов седьмого дня и пятидесятников для меня совершенно непонятно. И это меня очень беспокоит. Адвентисты седьмого дня — это ведь двоюродные братья атеистов, они не верят ни в душу, ни в ад. А о пятидесятниках у меня такое мнение, какое оно было в нашем братстве в тридцатые годы. Если бы они со своими пророчествами жили в ветхозаветные времена — их всех бы побили камнями. Я с большим удовольствием общаюсь с православными, чем с ними.
А резонанс от этой конференции будет большим. Одно только создание христианского медицинского центра чего стоит!

Оставьте комментарий